Тариф ОСАГО пересчитают индивидуально
Как изменится стоимость полиса обязательного страхования
ЦБ разрешил повысить стоимость ОСАГО. В среднем страховщики теперь смогут двигать цену на 11% вверх и вниз для большинства автовладельцев. Для легковых машин физических лиц ценовой коридор расширят на 10%, для автомобилей, принадлежащих юридическим лицам, на 20%, а для такси — на 30%. Центробанк заявил, что теперь базовая ставка будет определяться без привязки к территории, отдельно для каждого клиента, в зависимости от его риск-профиля.
И для его оценки страховым компаниям позволят учитывать дополнительные факторы, не прописанные напрямую в законе, рассказал исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев. По его словам, для большинства водителей цена полиса не изменится: «Предварительные данные, которые мы с начала этого года, показывают, что, обладая высокой конкуренцией и правильной оценкой, страховые компании в принципе для добросовестных водителей готовы давать пониженный тариф. Наша пока первичная оценка, если, конечно, не будет каких-то серьезных катаклизмов, связанных с ростом стоимости запасных частей, говорит о том, что средняя премия по ОСАГО не поменяется.
Сейчас КБМ учитывает только случаи, когда человек являлся виновным в ДТП. Например, нет повышающего или понижающего коэффициента за те случаи, когда человек был пострадавшим. Допустим, он так плохо ездит, что в течение года 10 раз попал в ДТП, правда, сам не виноват, но каждый раз почему-то подставлялся. В этом случае, да, страховая компания какая-то может поменять условия и сделать для него повышающий коэффициент».
Помимо этого Центробанк также намерен скорректировать значение коэффициента возраста и стажа водителя. Самые значительные изменения, как считает регулятор, коснутся автовладельцев в возрасте от 22 до 24 лет со стажем до четырех лет — для них этот показатель вырастет примерно на 4%. Но некоторые страховые компании могут воспользоваться расширенным ценовым коридором и значительно повысить стоимость ОСАГО для всех своих клиентов, полагает руководитель Федерации автовладельцев России Максим Едрышов: «Учитывая, что страховщики постоянно говорят о том, что им не хватает денег, что они несут убытки, скорее всего, логично будет предположить, что для многих автомобилистов ОСАГО действительно вырастет. И это, конечно, не очень хорошая новость для автомобилистов. В это непростое время придется больше тратить денег для того, чтобы застраховать свою гражданскую ответственность. Связано это в том числе и с тем, что сейчас Центробанк навел более или менее порядок в коэффициенте бонус-малус — это скидка за безаварийность. Теперь она не теряется, а продолжает накапливаться. Поступления в страховые компании идет чуть меньше, поэтому они заговорили о том, что необходимо увеличивать, собственно, тарифы».
Впрочем, новые правила могут увеличить конкуренцию, так что в целом по рынку можно ожидать даже понижения базовой ставки по тарифам, как это было в 2019 году, считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов: «У разных страховых компаний будут разные способы подсчета этого самого индивидуального тарифа. Если ваша страховая компания выставила вам большую стоимость ОСАГО, это не повод для паники. Просто раньше полис стоил везде одинаково, а сейчас тариф будет индивидуальный у каждой страховой компании. Поэтому, если вас не устроило предложение по цене вашего нынешнего страховщика, зайдите на сайт других страховых компаний, и, возможно, вы будете удивлены, и цена на полис будет отличаться для вас лично в разы. Поэтому, скорее, цены начнут снижаться в результате использования страховщиками привычных инструментов для расчета риска».
Предполагается, что новая система начнет применяться уже в конце августа. Тогда же на сайтах страховых организаций должна появиться информация о факторах, которые учитываются при формировании цены на полис, а клиенты смогут проверить расчеты страховщиков на специальных тарифных калькуляторах.