Совсем скоро на дорогах страны заработают принципиально новые комплексы фотовидеофиксации нарушений. Эти приборы обладают одним интересным свойством – они вычисляют скорость движения автомобиля не одномоментно, а высчитывают средний темп передвижения на определенном участке трассы. Это серьезный удар по «гонщикам» с радар-детекторами, которые перед камерами притормаживают, а потом мчат на всю катушку. Впрочем, законопослушным автомобилистам тоже стоит опасаться таких станций – они только появляются и еще неизвестно, какие подводные камни будут иметь. Корреспондент Авто25.ру собрал всю информацию о новых комплексах и попытался понять, что же от них ждать.
Прежде всего стоит заметить, что камеры для вычисления средней скорость далеко не российское ноу-хау. Подобные аппараты давно используются в Европе и хорошо себя зарекомендовали, прежде всего тем, что дисциплинируют водителя и заставляют его все время ехать с одинаковой скоростью.
Схема работы
Комплексы, которые планируется использовать в России, получили название «Автодория». Их принцип работы отличается от других систем видеофиксации. Если традиционные камеры «Искра-1», «Визир 2М», «Арена» или знаменитая «Стрелка» для вычисления скорости используют отраженный сигнал – лазерный или ультразвуковой, то «Автодории» сигнал не нужен. Она просто фотографирует проезжающую машину, считывает номера и заносит себе в базу время проезда. На выезде аналогично – простая фотография, распознавание номера, определение времени проезда и высчитывание средней скорости, которая не должна превышать установленную. А раз нет сигнала, то засечь такую камеру радар-детектором невозможно. То есть водитель даже не будет знать, что въехал на участок дороги с контролируемой средней скоростью.
Тут не нужно быть знатоком математики, все очень просто. К примеру, если водитель преодолел один километр за одну минуту, то система просто поделит расстояние на время и вычислит, что данный автомобиль двигался со скоростью 60 км/ч, а если то же самое расстояние пройдено за 30 секунд – 120 км/ч.
Пробные комплексы, установленные в Татарстане и Подмосковье, пока работают в тестовом режиме, но уже демонстрируют все плюсы системы. «Автодория» относительно недорога по той простой причине, что одна камера способна контролировать сразу три полосы движения. Даже тот факт, что камер нужно две, не делает систему дорогой. К тому же они, как и любые камеры в нашей стране, быстро окупаются за счет штрафов.
Установленную камеру системы «Автодория» трудно заметить даже визуально
С начислением штрафа, кстати, есть некоторые нюансы. Пробные комплексы пока не выписывают квитанции, так что пока непонятно, как Центры видеофиксации будут решать юридический казус. ПДД и КоАП писались без расчета использования таких камер, потому там нет ни слова о превышении средней скорости. Как тогда будут рассчитываться штрафы? Можно, конечно, предположить, что расценки останутся такими же, как и при одномоментном нарушении, однако там, например, есть «бесплатные» +20 км/ч. Для камеры, которая высчитывает среднюю скорость, это не очень подходит. Любому человеку понятно, что средняя скорость всяко ниже пиковой, и чтобы ее значительно превысить, ехать нужно нереально быстро.
+20 км/ч оставятНовые камеры не вызывают большого беспокойства еще и потому, что на этой неделе депутаты Госдумы отклонили поправку, которая возвращала бы штраф за превышение на 10 км/ч. Она признана безосновательной. Максимум разрешено при необходимости снижать скоростной режим на уровне отдельного региона РФ. Впрочем, не секрет, что в МВД тоже выступают с такой инициативой и тоже могут внести свое предложение в Госдуму. Может, у полицейских найдутся более веские аргументы, но пока водителям можно пользоваться привычными +20 км/ч.Есть и еще одно важное ограничение. Устанавливать где попало новые комплексы нельзя. «Автодория» может работать только на прямых участках дорог без съездов. Расстояние между радарами может составлять от 500 метров до десяти километров. Для вычислений средней скорости используются данные, которые поступают со встроенного модуля ГЛОНАСС. Естественно, участок, на котором установлена камера, должен иметь одинаковую разрешенную скорость, а также не иметь светофоров. Прямого запрета нет, но логично устанавливать такие комплексы только на многополосных трассах, где есть возможность постоянно поддерживать высокую скорость движения. На двухполосных магистралях даже самым отчаянным «гонщикам» приходится тратить время на обгон попутного транспорта, потому средняя скорость у них получается уже не такая впечатляющая.
Радар-детекторы новый тип камер не определяют
Интересно, что в ГИБДД к новым системам относятся без воодушевления. Пока непонятно, где как их использовать, нет законодательной и методологической базы. Кроме того чисто российская специфика тоже накладывает ограничения. От камер нет толку если на каком-то участке дороги возникнет пробка, начнется ремонт или случится ДТП. Причем все такие ситуации сотрудникам Центров видеофиксации придется отслеживать самостоятельно, потому что в случае чего автомобилист может оспорить штраф и будет прав.
Несмотря на это, система видеофиксации «Автодория» нам кажется перспективной. Ее нельзя засечь радарами и она не позволяет хитрить, сбрасывая скорость на одном участке. Впрочем, устанавливать системы где попало тоже не вариант. Скорее это просто еще одно средство контроля скорости, которым российским гаишникам еще предстоит научиться пользоваться с умом.
Источник —
www.avto25.ru, 17 сентября 2014
Автор: Александр Нечаев